Главная arrow книги arrow Копия Глава 26. Философские основания arrow Этические и моральные последствия разработки искусственного интеллекта
Этические и моральные последствия разработки искусственного интеллекта

• Может уменьшиться (или увеличиться) количество свободного времени, имеющегося в распоряжении людей. Алвин Тоффлер в своей книге Future Shock [1510] указал: "Рабочая неделя с начала столетия сократилась на 50%. И никого не удивляет прогноз, что к 2000 году она будет сокращена еще наполовину". Артур К. Кларк [265] писал, что "люди в 2001 году могут столкнуться с будущим, заполненным необычайной скукой, когда главной проблемой в жизни станет принятие решения о том, какой из нескольких сотен телевизионных каналов выбрать для просмотра". Единственным из этих прогнозов, который сбылся хоть в какой-то степени, стало количество телевизионных каналов [1453]. А вместо сокращения рабочего дня люди, занятые в отраслях промышленности, характеризующихся интенсивным использованием знаний, стали чувствовать себя частью интегрированной компьютеризированной системы, которая работает 24 часа в сутки; чтобы успешно справляться со своими обязанностями, они вынуждены работать все больше и больше. В индустриальной экономике вознаграждения приблизительно пропорциональны затратами времени; увеличение продолжительности работы на 10% обычно приводит в среднем к увеличению доходов на 10%. А в информационной экономике, характеризующейся наличием широкополосной связи и упрощением тиражирования интеллектуальной собственности (которую Фрэнк и Кук [495] назвали "обществом, в котором победитель получает все"), самое большое вознаграждение приносит способность оказаться немного более успешным, чем конкурент; увеличение продолжительности работы на 10% может означать увеличение дохода на 100%. Поэтому каждый испытывает все возрастающий прессинг, который заставляет его работать все интенсивнее. Искусственный интеллект способствует увеличению темпов внедрения технологических инноваций и поэтому вносит свой вклад в эту общую тенденцию, но искусственный интеллект обещает также предоставить нам возможность снять с себя часть нагрузки и позволить нашим автоматизированным агентам хоть какое-то время выполнять работу за нас.

•    Люди могут потерять чувство собственной уникальности. В своей книге Computer Power and Human Reason [1566] Вейценбаум, автор программы Eliza, указал на некоторые потенциальные угрозы, с которыми сталкивается общество в связи с развитием искусственного интеллекта. Одним из самых важных доводов Вейценбаума является то, что в результате исследований в области искусственного интеллекта кажется уже не такой невероятной идея о том, что люди представляют собой автоматы, а эта идея приводит к потере самостоятельности или даже человечности. Но авторы настоящей книги хотят отметить, что эта идея существовала задолго до появления искусственного интеллекта и восходит по меньшей мере к тем временам, когда вышла книга L'Homme Machine [875]. Авторы также отмечают, что люди пережили и другие покушения на чувство их уникальности: Коперник, автор книги De Revolutionibus Orbium Coelestium [294], убрал Землю из центра солнечной системы, а Дарвин, автор книги Descent of Man [326], поместил вид Homo sapiens на тот же уровень, где находятся все другие виды живых существ. Поэтому даже в случае его широкого и успешного наступления искусственный интеллект станет не большей угрозой для моральных устоев общества XXI века, чем была дарвиновская теория эволюции для XIX века.